Раннер-раннер

ТОП 3 онлайн казино за 2020 год с лицензией:
  • СОЛ Казино
    СОЛ Казино

    1 место из-за моментальных выплат и хорошей отдачи со слотов!

  • ДЖОЙ Казино
    ДЖОЙ Казино

    Надежный бренд с контролем честности и лицензией!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Летний дизайн и моментальные выплаты!

О мобильных раннерах и их классификации

К настоящему времени мобильные раннеры уже прошли пик своей популярности. Телефоны и планшеты становятся всё мощнее, и всё более совершенные игры удаётся для них создавать. Несмотря на это, выбить из топа магазинов отдельных представителей жанра получится ещё не скоро. На протяжении десятка лет они развивались и изменялись. Поэтому предлагаемая классификация не только поможет систематизировать подход к их изучению, но и упростит выявление новых видов.

Терминология

Раннер (от англ. runner — бегун) — видеоигровой жанр, характеризующийся безостановочным движением среди препятствий без возможности влияния на скорость. Именно это определение мы будем использовать для подбора иллюстрирующих примеров. Оно не идеально и было выведено, основываясь лишь на личном опыте автора, но для наших целей сгодится. Тем не менее, для полного понимания центрального термина, и как следствие объекта исследования, необходимо уточнить один момент.

«Безостановочное движение» подразумевает то, что протагонист постоянно двигается. Игрок не может его остановить или изменить скорость. Данная особенность проистекает из формата мобильной платформы, а именно из ограниченного набора средств контроля.

Так, у контроллера NES была крестовина и ещё две кнопки. У современного Dualshock 4 — крестовина, четыре основные кнопки, четыре «бамперные», два стика и тачпад. Клавиатуры ПК насчитывают около сотни клавиш, плюс мышь. В распоряжении сенсорного экрана лишь «тап» да «свайп». Не будем брать во внимание виртуальные кнопки и жесты. Первые сжирают и без того малый размер дисплея, вторые аналогичны сочетанию клавиш. Отсюда и вполне изящное решение — отказаться от кнопки, которая и так будет удерживаться нажатой 80% времени.

История

В книге «Swipe This!: The Guide to Great Touchscreen Game Design» автор называет предшественниками раннеров платформеры с элементами преследования, например, Crash Bandicoot, а точнее уровень Boulder Dash. Кстати, именно он появляется в виде пасхалки в Uncharted 4. В нём главный герой убегает от огромного валуна. Если он остановится или врежется в препятствие, то умрёт. Подобная концепция встречается чуть ли не в каждом втором представителе рассматриваемого жанра.

Создатель одного из первых раннеров, Адам Солтсман, называл своим вдохновением гонки. И действительно, у этих жанров много общего: оба завязаны на больших скоростях и отточенной реакции. Однако каждый, кто хоть раз садился за руль виртуального или реального болида, подтвердит — тормозить в автоспорте ничуть не менее важно, чем жать на газ. Раннерам же это не свойственно. Несмотря на это иногда можно встретить аркады с автоускорением, то есть отчасти безостановочным движением. К примеру, такой режим есть в Mario Kart 8.

Помимо этого безостановочное движение задолго до появления смартфонов было неотъемлемой частью сайд-скролл шутеров. Хотя чётких границ жанра нет, как в общем-то и у всего геймдева, классикой термина остаётся Scramble (1981). Игрок управлял самолётом, уклонялся от препятствий в виде рельефа и расстреливал врагов.

Впоследствии появились ещё сотни подобных игр. Моим первым картриджем на Sega Mega Drive II был такой же шутем-ап про самолёты Air Busters, а первой «мобилкой» — скроллер про подводную лодку на LG G1600. Неизменным оставалось всегда одно: игровая зона медленно смещается, поэтому нельзя полностью остановиться или пойти назад. Отличает же их относительно большая свобода перемещения: в рамках экрана можно было двигаться не только вверх-вниз, но и влево-вправо, свободно ускоряясь. Тогда как в раннерах доступен лишь выбор направления и то не всегда.

Ещё одна игра формально подходит под критерии нашего определения «раннер». Однако из-за одной дополнительной особенности она фактически представляет собой отдельный жанр. Речь идёт о Snake и её многочисленных, но в целом одинаковых вариациях. Появившаяся в далёком 1977 году, эта аркада практически не изменилась до сих пор. Игрок управляет постоянно двигающимся червячком, определяя лишь направление. В этом заключается её сходство с нашей сегодняшней темой. Отличает же её то, что с каждым поглощённым предметом тело змеи увеличивается. Не знаю, была ли в реальности какая-либо связь между «Змейкой» и «бегунами». Лично мне нравится думать, что разные люди в разное время совершенно разными способами придумали один игровой жанр.

Рейтинг лучших казино на русском языке:
  • СОЛ Казино
    СОЛ Казино

    1 место из-за моментальных выплат и хорошей отдачи со слотов!

  • ДЖОЙ Казино
    ДЖОЙ Казино

    Надежный бренд с контролем честности и лицензией!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Летний дизайн и моментальные выплаты!

В 2003 году в Корее и в 2006 году в США компания Gamevil выпустила первый из известных классических раннеров — Nom (не путать с Ам-Нямом). Из всего управления была только одна кнопка, при нажатии на которую герой перепрыгивал через препятствия. В остальном же он просто бежал и бежал, попутно собирая монетки и целуя девушек. Вообще-то довольно сложно сказать, что именно он с ними делал, но остановимся на поцелуях.

Идея первого раннера во многом была развитием предыдущего приложения студии — Skipping Stone. В ней игрок запускал в озеро камень «блинчиком». То есть так, чтобы он отскакивал от поверхности воды. Весь же геймплей состоял в том, чтобы нажимать кнопку в нужный для отскока момент. По сути, всё что сделали разработчики в Nom — это заменили камень на человека, а физические аспекты поверхностного натяжения на препятствия. Ну и ещё добавили одну странную, но забавную особенность в виде поворачивающегося экрана. И нет, гироскоп тут ни при чём. Просто, когда герой добирался до отвесной стены, он мог запрыгнуть на неё и побежать дальше. Пользователю же приходилось поворачивать для удобства телефон. Такой вот не то Человек-Паук, не то Inception. Зато игра стала строго мобильной — с монитором так особо не поразвлекаешься.

Несмотря на успех в Корее и тёплые отзывы прессы, Nom не смогла запомниться аудитории. Вследствие этого некоторые называют первым раннером Canabalt 2009 года. Возможно, этому способствовали изначально «западные» корни игры. Или то, что к тому времени мобильный рынок, а значит и соответствующий геймдев были более развиты: в том году увидел свет Android 2.0 и iPhone 3GS.

1. В зависимости от продолжительности уровней (бесконечные, совмещённые, конечные)

Так или иначе в одном почитатели Canabalt оказались правы — он действительно стала первым бесконечным раннером. То есть его процедурно-генерируемые уровни не имеют какой-либо финишной черты, игра продолжается до тех пор, пока вы не совершите ошибку. Вместо победы — таблица рекордов, показывающая сколько вы преодолели. Фанатская страничка, следящая за статистикой айфонов, показывает максимальную дистанцию в 41785 м, мне же едва удалось перебраться за 4000 м.

Естественным ограничителем служит постепенное увеличение скорости и усложнение трассы. В этом, к слову, заключается один серьёзный недостаток. Порой представители этой категории ради челленджа ускоряются настолько сильно, что картинка превращается в рябь и глаза быстро устают. Другой минус, наоборот, в чрезмерно медленном старте. Так как предварительной градации сложности с помощью уровней нет, игра каждый раз относится к пользователю как к новичку.

Плюсом же служит то, что бесконечные раннеры слабо зависят от доната. Да, в большинстве можно покупать жизни, чтобы бежать дальше, или бустеры, чтобы облегчать процесс. Однако просто играть это не мешает, ведь двигаться по сюжету, уровням и т.п. не надо. Игры, которые требуют билеты/энергию не в счёт — эта механика убивает всё.

Сейчас многие приложения совмещают в себе оба вида, что достаточно удобно, а вот Canabalt появился до этой моды. Кстати, этот дедушка всё ещё доступен в AppStore за 229 рублей, а в Google Play есть его HD версия за 199 рублей. Сюжет игры строится вокруг не то конца света, не то вторжения пришельцев, что, в общем-то, неважно. В начале герой в чёрном костюме выпрыгивает из окна офисного здания и бежит по крышам, прыгая с одной на другую. Среди препятствий попадаются коробки, которые просто тормозят его, или целые бомбы. На некоторых уровнях взрываются дома, на других они вообще невидимые. Также присутствует режим для двух игроков на одном экране.

Эта игра никогда не задумывалась бизнес проектом, а была лишь своеобразным домашним заданием в Experimental Gameplay Project, по условиям которого на разработку даётся неделя. Адам Солтсман, сделал её за пять дней в виде флэш-игры, и только на следующей неделе её перенесли на iPhone. Эта самая «флэшка» всё ещё доступна абсолютно бесплатно. Кроме уже названных портов на Android, iOS, раннер побывал в Steam, на PlayStation Portable, Ouya (если кто-то помнит, что это такое) и, внезапно, на Commodore 64.

Как было сказано выше, большинство современных раннеров содержат как бесконечный режим, так и уровни. При этом иногда они совмещены. К примеру, в Spider-Man Unlimited (GP/AS) на каждом этапе есть условия для его завершения. Их выполнение приносит одну звезду. Далее следуют рекорды, которые нужно побить для получения следующих двух. Однако и после можно бежать столько, насколько хватит сил и реакции. Сама игра чем-то особенным не отличается, кроме огромного количества фан-сервиса. В нём любители комиксов смогут найти почти каждого персонажа, когда-либо отрисованного на страницах «Паучка». Ещё забавно то, что приложение обещает закрыться 25 февраля 2020 года.

Найти «конечный» раннер, в котором есть только уровни, как оказалось, довольно непросто. К этому виду можно отнести духовного наследника Canabalt Vector (GP/AS). Его протагонист тоже выпрыгивает из окна и бежит по крышам, перемахивая через препятствия или проскальзывая под ними. Только на этот раз за ним гонятся оруэлловские охранники.

Отличает же игру от пионера жанра векторный, а не пиксельный стиль, паркур и, собственно, уровни вместо бесконечного режима. Выполнены они достаточно стандартно с применением трёхступенчатой системы завершения. Открытие последующих этапов как раз завязано на полном прохождении и получении звёзд. К сожалению, во фритуплейной версии сделать очень непросто. Зато Vector намного дешевле: 75 рублей на iOS и 59 рублей на Android.

2. В зависимости от количества измерений (двухмерные, трёхмерные)

Нам уже известно, что раннеры во многом проистекают из платформеров. Некоторые даже считают их своеобразным поджанром последних, хотя это и не полностью верно. Неудивительно, что и основания классификации у них могут быть схожими.

В двухмерных раннерах герой движется только в одной плоскости. Камера при этом, как правило, хоть и не обязательно, находится сбоку и показывает сцену в профиль. К примеру в игре Robot Unicorn Attack 2 (GP/AS) атакующий робот-единорог всегда бежит слева направо, а ещё может прыгать или падать. Что же касается самой игры, то если вам не хватает атакующего робота-единорога в названии, мне добавить нечего.

Первая часть появилась на заре эпохи раннеров, чуть позже Canabalt, и точно также сперва была флэшкой для сайта Adult Swim. По слухам там в неё ещё можно побегать, но у меня не получилось. Хотя для умеющих пользоваться поисковиком не сложно будет найти оригинал в другом месте. Сиквел же разрабатывала студия-автор серии Into The Dead. Помимо непосредственно атакующего робота-единорога игра запоминается атмосферой ретровейва и возможностью купить в саундтрек хиты 80-х (Erasure, Кори Харта, Blind Guardian и др.)

В трёхмерных раннерах герой постоянно движется вперёд, поворачивая влево и вправо, а иногда прыгая и скользя. В подобных играх практикуется вид от первого или от третьего лица, когда камера висит за персонажем. Самым популярным представителем не только этой категории, но жанра и всего мобильного игропрома в целом по праву считается Subway Surfers (GP/AS).

30 мая 2020 года CEO Kiloo (разработчик Subway Surfers) Джейкоб Моллер заявил о том, что раннер преодолел отметку в два миллиарда закачек. При этом он остаётся единственной игрой с более чем миллиардом загрузок в Google Play. К слову, большинство остальных приложений с таким же показателем предустановленные. Для понимания этого объёма, нужно учитывать, что на планете сейчас всего около 7,7 млрд человек. Меж тем GTA V к концу 2020 года смогла продаться в количестве 100 млн копий, а Minecraft — 150 млн.

Геймплей же игры прост до безобразия, в чём, вероятно, кроется одна из причин успеха. Герой убегает от охранника, уворачиваясь от препятствий и собирая монетки. Яркая мультяшная графика и предельная казуальность нравится как детям, так и взрослым. Отчасти именно Subway Surfers легла в основу огромного количества трёхмерных раннеров, различающихся разве что сеттингом.

3. В зависимости от свободы выбора направления (без выбора, рельсовые, безрельсовые, свободные)

Деление по данному основанию в некоторой степени зависит от предыдущего, хотя и не полностью. Подавляющее большинство категории «без выбора направления» составляют по понятным причинам двухмерные раннеры с боковым расположением камеры. Как видно из предшествующих примеров, им действительно не до разнообразия. Путь всегда один — направо, а прыжки и подкаты — лишь способ избежать препятствие.

Ярким примером таких игр служит Alto’s Adventures (GP/AS), по сюжету которой герой катится с горы на сноуборде, чтобы поймать сбежавших альпак. Из доступных альтернативных путей — встречающиеся периодически растяжки, на которых можно исполнить гринд. Отличительной чертой раннера выступают приятный минималистичный дизайн и динамически изменяющаяся погода и время суток. Вкупе со спокойной расслабляющей музыкой он превращается в прекрасное средство релаксации: без буффонады, запредельных скоростей и жестокости. Отлично понимая свои сильные стороны, разработчики добавили дзен-режим, в котором не насчитываются очки и невозможно проиграть.

Очень редко встречаются трёхмерные раннеры без выбора направления. С одним допущением к ним можно отнести Fotonica (GP/AS). В игре, состоящей из одних только контуров, нам нужно просто бежать вперёд и прыгать по платформам. Поворачивать или как-то иначе смещаться в сторону нельзя. Однако из-за кор-механики: нажимать для бега, отпускать для прыжка, она не подходит под наш термин. Поэтому куда уместней относить её к простым платформерам. Хотя, возможно, это исключение, подтверждающее правило. Или же само определение необходимо изменить.

Говоря о рельсовых раннерах, так и хочется упомянуть Subway Surfers, в котором герои буквально бегут по рельсам. Её схему движения с тремя дорожками можно встретить в большинстве трёхмерных раннеров.

Интересная разновидность этой системы встречается в Avicii | Gravity HD (GP/AS). В ней условные три рельсы соединены так, что игрок оказывается внутри треугольной призмы и двигается по граням. В обычном случае персонаж может уклонятся от препятствия переходя со средней дорожки на боковые или с боковых на среднюю. Здесь же всегда доступны два пути. Кроме этого игру выделяет саундтрек, состоящий из композиций знаменитого диджея (Wake Me Up, Hey Brother и др.) и неоновый визуал в стиле «Трона».

В безрельсовую категорию входят такие приложения, в которых манёвры не привязаны к ограниченному количеству дорожек, между которыми можно перемещаться. В Into The Dead 2 (GP/AS), например, протагонист мчится через поля полные зомби и может относительно свободно выбирать направление. Игровая зона вширь, конечно, не бесконечна, но и из «рельс» не состоит.

Во второй части игра обрела уровни, а бесконечный режим перекочевал в дэйлики. Кроме того добавился сюжет. Правда, следить за ним особо не получится из-за неизбежного пэйуолла, но получать удовольствие это не мешает. Также сиквел стал намного агрессивней. Если в оригинале в первую очередь нужно было избегать зомби, то здесь благодаря расширевшемуся арсеналу можно смело объявлять на них охоту. Также Into The Dead 2 отличается, пожалуй, лучшими временными акциями. Так, к пятидесятилетию легендарной «Ночи живых мертвецов» разработчики выпустили кампанию-приквел с Беном в главной роли. А недавно был ивент с настоящими «Охотниками за приведениями».

Как бы ни был хорош зомби-раннер, и какой бы бомбической ни была его заглавная песня, бежать в нём можно только вперёд. Прямо, зигзагами или наискосок — это уже детали. Не в пример ему в Pako Forever (GP/AS) можно ехать куда угодно. В распоряжении игрока теоретически бесконечная карта полная разных препятствий, машина с грабителями и полчища полицейский, пытающихся его остановить даже ценой собственной жизни. Также встречаются бонусы вроде заморозки стражей порядка или подмоги летающей тарелки. Всё, что остаётся — двигаться в любом понравившемся направлении и пытаться выжить. Мой рекорд — гордые 1 минута и 23 секунды, лучший результат на Android — 27 часов 46 минут.

4. В зависимости от ориентации дисплея (вертикальные, горизонтальные)

Со времён Nom особо заметных придумок с кручением экрана замечено не было. Кто-то вообще может сказать, что физическое положение аппарата неважно, однако это не совсем так. В отличие от стандартных мониторов и телевизоров у телефона (а когда мы говорим про мобильные игры в 80% случаев мы имеем в виду именно телефоны) изначально вертикальная ориентация. Данный факт связан прежде всего с главной утилитарной задачей гаджета — совершением звонков. Нахождение динамика и микрофона на удалении и возможность держать аппарат одной рукой определяют его форму.

Именно в возможности управляться одной рукой, а соответственно одним пальцем лежат особенности «вертикальных» раннеров. Во-первых, из-за этого они удобней и мобильней. К примеру, можно играть даже держась за поручень в автобусе, ну или за булочку. Во-вторых, управление должно быть максимально простым. Следовательно и набор механик также подбивается под это ограничение: «тап», «свайп» и никаких виртуальных кнопок. В основном используется для трёхмерных игр, потому что путь героя проходит как раз вдоль вертикальной направляющей.

Горизонтальная же ориентация встречается, как правило, в двухмерных играх по той же самой причине — для максимальной видимости полезной игровой зоны. Плюсы и минусы, соответственно, обратные: возможность использовать две руки и меньшая мобильность. В связи с этим такая схема неплохо подходит Into The Dead 2, трёхмерному раннеру. С её помощью могут применяться дополнительные механики вроде стрельбы и гранат. К тому же это делает её более похожей на классические шутеры от первого лица.

Другое исключение из правила, Prince of Persia: Escape (GP/AS), оказалось менее удачным. Игра в стилистике самого первого Принца, по сюжету которого герой сбегал из темницы, чтобы спасти возлюбленную, в своём первоначальном виде была классическим раннером. Сейчас же в ней доступна другая схема управления: с джойстиком, кнопкой прыжка и без автобега, что превратило её в довольно посредственный платформер.

Игра двухмерная с боковой камерой, движение происходит слева направо. При этом ориентация вертикальная. Логично предположить, что она была выбрана ради большего удобства и мобильности, что в общем-то работало по началу. Однако с появлением джойстика и кнопки прыжка физически необходимо стало подключить вторую руку. Следовательно держать в ней пирожок уже не получится, что приводит нас к потере главного стратегического преимущества вертикальной ориентации.

Также из-за этого на экран помещается значительно меньше полезной сцены. Это, во-первых, неудобно для игрока — не видеть дальше носа персонажа. Во-вторых, ограничивает пространство для левел-дизайна, а значит упрощает его, что весьма критично для платформера. Вот так такая мелочь, как положение телефона, может сказаться на игровом опыте.

5. Иные основания

Дальнейшие основания классификации уже не несут системообразующей цели. Они не определяют жанровые подвиды в силу малого влияния на геймплей и применимость к широкому перечню игр и вне рассматриваемой категории. Собраны же они исключительно потому, что перед началом работы над статьёй я выписал их в блокнот, и их надо куда-то деть.

В зависимости от системы управления раннеры можно поделить на те, которые управляются тапоп (нажатием на экран), свайпом (проведением по экрану пальцем), гироскопом, виртуальными кнопками, и смешанные. Тут всё понятно и зависит, как правило, от предпочтений разработчика или игрока. В целом, чем проще механика, тем элементарней управление. В Canabalt — это одни тапы, потому что там нет ничего кроме прыжков. В Subway Surfers — только свайпы, потому что добавляется выбор дорожки. В Temple Run 2 одновременно присутствуют тапы для способностей, свайпы для поворотов и прыжков, а ещё гироскоп.

Поскольку особенности управления в данный момент являются производными к особенностям механики, то они пока ни на что не влияют. Тем не менее интересно будет посмотреть на проект, привязанный к какому-нибудь новому способу. Возможно, кто-то уже трудится над тем, чтобы использовать FaceID в качестве аналога Kinect.

В зависимости от системы распространения все игры делятся на бесплатные, условно-бесплатные, по подписке и платные. Уверен, пояснять что есть что не требуется, но на всякий случай: вообще ничего и никак не платишь; платишь не деньгами либо платишь не за игру, а за её элементы; грубо говоря, арендуешь игру; заплатил и забыл.

Понятное дело, полностью бесплатные игры — это либо подарки, либо какие-то очень идейные проекты. Среди представленных в статье к таким можно отнести браузерную версию Canabalt. Рекламы на указанном сайте не было, и я искренне надеюсь, что майнеров и вирусов там тоже нет. Условно-бесплатные приложения — это почти все остальные. Почему эта схема так популярна — тема для целой диссертации. Игр, распространяемых по подписке, я в мобильных магазинах не видел, но вот в Into The Dead 2 есть премиум-подписка со всякими плюшками. Полностью платные же здесь Canabalt, Fotonica и частично Vector, хотя последний старается всовывать микротранзакции и после покупки.

В зависимости от возрастных ограничений наша подборка выглядит так:
3+ — Subway Surfers, Alto’s Adventure, FOTONICA, Avicii | Gravity HD;
7+ — Canabalt HD, Vector, Robot Unicorn Attack 2, PAKO Forever;
12+ — Spider-Man Unlimited, Prince of Persia: Escape;
16+ — Into the Dead 2.

В большинстве поводом для повышения рейтинга выступает насилие: умеренное, среднее или частое. В одном случае это «ужасы», и вы ни за что не угадаете с первой попытки в каком. Какие заключения можно сделать из этого? Никаких стоящих — выборка катастрофически мала для рассуждений о жанре. Но если допустить, что соотношение останется схожим при больших значениях, то последует вывод о популярности насильственных механик в раннерах. Это могло бы сказать о простоте её добавления, либо об общей к ней любви со стороны нашего вида.

Выводы

2 октября 2020 года первому бесконечному раннеру исполнится десять лет. За это время жанр успел побывать революционным, захватить все топы мобильного рынка, наплодить тонну жадных до чужой славы клонов и развиться во всех мыслимых направлениях. Достиг ли он своего предела, следует ли исключить его из списка локомотивов мобильного геймдева, окажется ли предложенная классификация окончательной? Самое интересное в том, что никто не может этого сказать. Возможно, в следующую декаду будут выходить лишь вариации на исходную тему, а, может быть, уже завтра из него родится что-то, что определит совершенно новую разновидность видеоигр.

Сам факт того, что раннеры можно выделить из среды платформеров и разбить на собственные подвиды, уже многого стоит. Это означает, что новые жанры продолжают появляться, и индустрия ещё далеко не исчерпала себя.

Бегущий по лезвию

слоган «A Futuristic Vision Perfected» режиссер Ридли Скотт сценарий Хэмптон Фанчер, Дэвид Уэбб Пиплз, Филип К. Дик продюсер Чарльз де Лозирика, Майкл Дили, Хэмптон Фанчер, . оператор Джордан Кроненвет композитор Вангелис художник Лоуренс Дж. Полл, Дэвид Л. Снайдер, Майкл Каплан, . монтаж Марша Накашима, Терри Роулингс жанр фантастика, триллер, драма, мелодрама , . слова бюджет сборы в США сборы в мире премьера (мир) премьера (РФ) релиз на DVD релиз на Blu-ray зрителям, достигшим 16 лет рейтинг MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого время 117 мин. / 01:57

В главных ролях:

Роли дублировали:

показать всех »

Отставной детектив Рик Декард вновь восстановлен в полиции Лос-Анджелеса для поиска возглавляемой Роем Батти группы киборгов, совершившей побег из космической колонии на Землю.

В полиции считают, что киборги пытаются встретиться с Эндолом Тайреллом, руководителем корпорации, ставящей эксперименты над кибернетическим интеллектом. Рик Декард получает задание выяснить мотивы действий киборгов, а затем уничтожить их.

  • Фильм снят по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (Do Androids Dream of Electric Sheep?, 1968).
  • «Blade Runner» – в буквальном переводе «живодер», «убойщик». Именно такое описание вкладывал режиссер Ридли Скотт в профессию Рика Декарда.
  • Глаза у репликантов немного подсвечены, но, как заверяет режиссер, это было сделано только лишь для зрителей, дабы те отличали их от настоящих людей.
  • По сюжету этого фильма в США в 1997 году была выпущена довольно удачная видеоигра. В дополнение к видеоигре режиссером Барри Грином был снят семиминутный документальный фильм «Создание «Бегущего по лезвию бритвы» (1997).
  • В 2000 году режиссер Эндрю Эбботт по сценарию Марка Кермоди снял 50-минутный телевизионный документальный фильм о создании фантастического фильма «Бегущий по лезвию бритвы» и назвал ее «На краю «Бегущего по лезвию бритвы».
  • Первоначально на роль Декарда был выбран Дастин Хоффман.
  • Общая атмосфера фильма была выдержана режиссером в духе картины «Полуночники» художника Эдварда Хоппера, фотографию которой он всегда имел при себе и зачастую показывал ее съемочной группе для напоминания.
  • Картина снималась в основном в Лос-Анджелесе, но некоторые студийные съемки производились и в Великобритании в городе Шеппертон (графство Суррей).
  • Дебора Харри была первоначальным выбором продюсеров на роль Прис.
  • Съёмки фильма были настолько изнурительны для съёмочной группы, что технический персонал стал ходить в футболках с надписью «Уилл Роджерс никогда не встретит Ридли Скотта», что является ссылкой на известное изречение Уилла Роджерса, что он никогда не встречал человека, который бы ему не понравился.
  • Когда Филип К. Дик посмотрел фильм, он воскликнул, что именно так он всё и представлял, когда писал книгу. Примечательно, что Ридли Скотт так и не прочитал книгу Дика и создавал визуальную стилистику фильма на основе своих представлений о мрачном будущем.
  • Измождённая съёмочная группа называла фильм «Бегущий по крови» (Blood Runner).
  • В здании, использовавшемся для съёмок финальной сцены между Декардом и Роем, также проходили съёмки эпизода сериала «За гранью возможного» (1963) «The Demon With a Glass Hand» (1964) с участием Роберта Калпа.
  • Когда фильм вышел на экраны, многие утверждали, что начальная сцена снималась на химическом заводе в Уилтоне, Англия. Однако на самом деле это — миниатюрная модель размерами 18 футов в ширину и 13 футов в высоту (5,5 и 3,9 метров соответственно).
  • В сцене, где Декард и Гафф подлетают к зданию полиции, в левом нижнем углу экрана можно заметить модель «Millennium Falcon» (корабль героя Харрисона Форда в «Звездных войнах» (1977)), «загримированную» под здание.
  • Филип К. Дик хотел, чтобы Виктория Принсипал исполнила роль Рэйчел.
  • На роль Декарда также рассматривалась кандидатура Джеймса Каана.
  • Дисплей компьютера спиннера Гаффа показывает ту же самую информацию, что и мониторы «Ностромо» в «Чужом» (1979), режиссером которого был Ридли Скотт.
  • В год своего выхода на экраны фильм получил прохладный прием у критиков. Многие из них, включая Эберта и Сискеля, написали отрицательные рецензии. Однако десять лет спустя, в 1992, два известных кинокритика пересмотрели свое отношение к фильму и поставили ему высокие оценки.
  • Дата рождения Прис (Дэрил Ханна) — 14 февраля 2020 года.
  • Когда Гафф разговаривает с Декардом в японском ресторанчике, он частично говорит на венгерском. Например, он говорит: «Azonnal kövessen engem», — что означает «Немедленно следуй за мной». Он также ругается на венгерском, используя в своей речи «Lófasz». Гафф продолжает: «Nehogy mar, te vagy a Blade Runner», — «Ни в коем случае, ты — Бегущий по лезвию». После этого Гафф начинает говорить на другом языке.
  • Декорации квартиры Декарда были смоделированы Чарльзом Брином и построены в павильоне студии «Warner Bros». В основе декораций лежит дизайн Ennis-Brown House в Лос Анджелесе, созданный Фрэнком Ллойдом Райтом.
  • «Бегущий по лезвию» стал одним из первых фильмов, которые были выпущены в режиссерской версии несколько лет спустя после оригинального релиза. Тем самым, студия предоставила режиссеру творческую свободу, для того чтобы внести изменения в картину и воссоздать своё видение фильма. В наше время режиссерские версии фильмов стали обычным явлением.
  • Когда Декард (Харрисон Форд) останавливает Рэйчел (Шон Янг) на выходе из своей квартиры, он отталкивает её от себя. Выражение боли и шока на лице актрисы подлинное: по словам Янг, Форд настолько сильно оттолкнул её, что она была неимоверно зла на него.
  • Согласно исследованию, проведенному британской газетой «The Guardian» в 2004 году, 60 ученых выбрали данный фильм в качестве «Лучшего фантастического фильма всех времен». В данном опросе «Бегущий по лезвию» занял первое место, ненамного опередив «Космическую одиссею 2001» (1968).
  • На протяжении многих лет ходили слухи, что Харрисон Форд намеренно старался как можно хуже прочитать закадровый текст, для того чтобы студия отказалась от его использования в фильме. Форд старательно отрицает данные слухи, заявляя, что в общей сложности было записано шесть разных версий закадрового монолога Декарда, однако, по его словам, ни одна из данных версий не подходила фильму, т. к. в картине изначально не предполагалось закадрового текста.
  • Часть финального монолога Роя Бэтти является импровизацией Рутгера Хауэра.
  • Джоанна Кэссиди (Зора) абсолютно не волновалась во время съёмок сцен со змеей на её шее, т. к. это был её собственный питон.
  • Согласно условиям договора, Бад Йоркин и Джерри Перенчио получали права на картину, если будет превышен бюджет фильма.
  • В 2000-2001 годах Ридли Скотт смонтировал еще один вариант картины, который так и не был выпущен в свет, т. к. Бад Йоркин и Джерри Перенчио, владеющие правами на картину, не дали свое согласие на выпуск данной версии.
  • Терри Роулингс (монтажер) предложил исключить закадровые монологи из фильма. Ридли Скотт прислушался к его совету и не стал включать закадровые речи в режиссерскую версию.
  • Снаружи лаборатории по производству глаз, с левой стороны двери можно заметить рисунок, на котором написано японскими/китайскими иероглифами: «Китайцы хорошие, американцы плохие».
  • «Бегущий по лезвию» был одним из первых фильмов, выпущенных на DVD сразу после появления этого формата.
  • К работе пытались подключить знаменитого французского художника Жана Жиро («Мебиуса»), однако он отказался (о чем впоследствии сильно сожалел), поэтому концептуальной графикой и дизайном занимался не менее знаменитый Сид Мид.
  • Нина Аксельрод и Барбара Херши проходили пробы на роль Рэйчел, которая в итоге досталась Шон Янг.
  • Стейси Нелкин и Моник ван де Вен проходили пробы на роль Прис, которая в итоге досталась Дэрил Ханне.
  • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
  • В 1993 году Ридли Скотт выпустил так называемую «режиссерскую версию» этого фильма, в которой он убрал некоторые моменты, а также вставил новые фрагменты: например, вырезал голос за кадром, добавил кадры сна Декарда и т. п. В результате чего вопрос о природе Декарда – репликант он или человек — стал центральным.
  • В сцене, когда Прис нападает на Рика Декарда после нескольких сальто, режиссер решил задействовать профессиональную гимнастку. Но он репетировал эту сцену так много раз, что гимнастка дошла до полного изнеможения. А сцена была снята с гимнастом-мужчиной во время одного из перерывов на обед.
  • Финальные титры содержат неиспользованные кадры из «Сияния» (1980) Стэнли Кубрика.
  • В некоторых версиях фильма можно заметить, что персонажи упоминают еще одного репликанта, который погибает до финального поединка между Декардом и Бэтти. В первом разговоре между Декардом и Брайантом последний сначала говорит, что осталось еще четыре репликанта, но чуть позже добавляет, что сбежало всего шесть репликантов, и один из них был убит во время побега. Таким образом, остается пять беглецов. Дело в том, что в оригинальном сценарии фильма присутствовал еще один репликант – Мари. Однако из-за временных и бюджетных ограничений создатели фильма решили не включать данного персонажа в картину. По словам М. Эммета Уолша, сыгравшего Брайанта, диалог между Декардом и Брайантом был специально переснят, для того чтобы соответствовать изменениям в сценарии, однако Скотт почему-то решил включить в окончательный монтаж лишь часть нового диалога, вследствие чего и появилась данная сюжетная нестыковка.
  • По меньшей мере, существует три варианта черновых версий сценария фильма. Несмотря на то, что общее развитие сюжета в них одинаково, разница в деталях существенна: 1) Первый вариант сценария от 24 июля 1980 был написан Хэмптоном Фанчером. В данной версии репликантов называют андроидами. Декард — вне всяких сомнений человек. В среднем для определения репликанта в тесте Войта-Кампфа требовалось ответить на пять-шесть вопросов (а не на тридцать, как в более поздних версиях сценария). Для того чтобы определить является ли Рэйчел репликантом, потребовалось 13 вопросов. Роль пятого андроида, Мари, заметно расширена. Бэтти убивает Тайрелла не в здании его компании, а в его особняке. Он также убивает охранника Тайрелла, его горничную и всю его семью. Себастьян также погибает от рук Бэтти. Декард убивает Мари, Прис и Бэтти. Сбежав из города вместе с Рэйчел, Декард в последствии убивает её, т. к. понимает, что раньше или позже то же самое сделает другой Бегущий по лезвию. 2) Вторая версия сценария датирована 22 декабря 1980. Помимо Хэмптона Фанчера имя Дэвида Уэбба Пиплза значится в графе авторов. В данной версии отсутствует игра в шахматы, однако именно она является наиболее цельной, где практически отсутствуют сюжетные дыры, а также есть детали, отсутствующие в готовом фильме. Репликантов здесь называют репликантами. В сюжете присутствует шестой репликант, Ходж, который нападает на Бэтти и Гаффа в квартире Леона. Мари также присутствует в сюжете. Её убивает Декард в квартире Себастьяна. Зритель должен был увидеть Чю, после того как он замерз до смерти. «Tyrell Corporation» называется «Nekko Corporation». Вместо того, чтобы восхваляться умением Декарда вычислять репликантов, Брайант критикует его за убийство репликанта (Зоры) в публичном месте. Рэйчел убивает Леона, тем самым, спасая Декарда. В данной версии сценария, Тайрелл оказывается репликантом. После того как Рой убивает его, он требует от Себастьяна, чтобы тот отвел его к настоящему Тайреллу. Себастьян признается, что у Тайрелла была обнаружена неизвестная болезнь, и сейчас он находится в криогенной заморозке, ожидая изобретения противоядия. Рой и Себастьян находят замороженного Тайрелла. Рой требует от Себастьяна, чтобы тот разморозил Тайрелла. Себастьян признается, что Тайрелл умер год назад, а в криогенной капсуле также находится репликант. После этого Рой убивает Себастьяна. Брайант говорит Декарду, что Гафф собирается убить Рэйчел. Бэтти спасает Декарда и умирает из-за того, что у него истек срок жизни. После того как Декард возвращается домой, Брайант звонит ему, чтобы предупредить, что Гафф на пути к квартире Декарда. Декард и Рэйчел сбегают из города. Рэйчел просит Декарда убить её, пока этого не сделал другой Бегущий по лезвию. Декард соглашается. Несмотря на то, что Декард — скорее всего, человек, в данной версии сценария он симпатизирует репликантам, сравнивая себя с ними. 3) Третья версия сценария датирована 23 февраля 1981. Она наиболее близка к готовому фильму. В данной версии присутствуют закадровое повествование, а также сюжетные нестыковки на счет количества репликантов в городе. В финале Декард и Рэйчел улетают из города, но спиннер Гаффа виднеется позади них
  • В какой-то момент фильма, в глазах у каждого из репликантов можно заметить красный блеск: у Рэйчел в доме у Декарда, у Прис в доме у Себастьяна. У Декарда также можно заметить красный блеск в глазах, когда он разговаривает с Рэйчел в своем доме.
  • В июле 2000 года, Ридли Скотт заявил, что Декард — репликант. Чуть позже Харрисон Форд прокомментировал данное высказывание: «Мы сошлись во мнении [еще во время съёмок — прим.], что Декард — это точно не репликант».
  • еще 40 фактов
  • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
  • Профессиональные музыканты могут заметить, что в сцене, когда Рэйчел играет на фортепиано, ноты перед ней написаны совсем для другой мелодии, да к тому же партитура вообще для гитары.
Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 )

Порекомендуйте фильмы, похожие на « »
по жанру, сюжету, создателям и т.д.
*внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию.
  • Все:179
  • Положительные:138
  • Отрицательные:9
  • Процент:87.7%
  • Нейтральные:32

Многие называют «Бегущего по лезвию» культовым фильмом. Но так ли это на самом деле? Для начала нужно дать определение понятию «Культовое кино», понятию которое так любят использовать кинематографисты. В моем понимании только то кино, которое лежит в основе целого жанра можно смело и безоговорочно назвать культовым. Взять к примеру боевики. Рассуждая о фильме, принадлежащем к этому направлению кинематографа, очень часто можно услышать сравнения со вторым терминатором. «Судный день» для многих является эталоном качественной стрелялки, фильмом который задал направление развития всего жанра. Таким образом, это произведение является самым что ни на есть культовым. Оно действительно создало своеобразный культ.

Но вот о «культовости» фильма Ридли Скотта можно поспорить. Во-первых, фильм абсолютно провалился в прокате. Да, это далеко не самый лучший показатель. Толпа может ошибаться. И я согласился бы, если не тот факт, что «Бегущий по лезвию» изначально рассчитывался на широкую аудиторию. А когда те, для кого продукт создан, отворачиваются от него, это что-то значит.

Во-вторых, культовый фильм должен содержать что-то особенное, инновационное. В «Бегущем по лезвию», даже делая поправку на 1982 год, ничего этого не замечается. Сюжет достаточно тривиален. Мрачный мир будущего, абсолютно не продуман. Лос-Анджелес полный китайцев, новые внешние миры, огромная корпорация, контролирующая мир. Это действительно интересно, но совсем не обыграно. Ты не чувствуешь себя частью картины, скорее неким сторонним наблюдателем, полностью осознающим нереальность и нелепость происходящего. Вы скажете, чего ты хотел от 1982 года? А я отвечу — смотрите «Космическую Одиссею».

В-третьих, как этот фильм повлиял на развитие жанра? Если мы рассматриваем антиутопию, а «Бегущий по лезвию» несомненно антиутопия, то эталоном скорее всего стали «Заводной апельсин» и «12 обезьян». Ни разу не слышал, чтобы ссылались на творение Скотта.

Однако, на мой взгляд, плюсы у этого фильма тоже есть. Атмосфера шикарна. Давящая и угнетающая. Сделана в лучших традициях. И актеры. Харисон Форд посредственен, но вот Рутгер Хауэр и Дэрил Ханна сыграли великолепно. Андройды, который и не люди вовсе, но нечто большее, чем люди, у них получились что надо.

Подводя итог, на мой взгляд фильм вышел весьма обыкновенный. Слегка затянутый, но вполне интересный. Однако, едва ли «Бегущего человека» можно величать классикой жанра или культовым фильмом на все времена.

И напоследок клевая цитата, как всегда.

Deckard: I have had people walk out on me before, but not when I was being so charming.

Безусловно фильм Ридли Скотта «Blade Runner» является, если не лучшим, то одним из лучших фантастических фильмов всех времён. Мир, созданный авторами картины в мельчайших деталях, впечатляет буквально всем. Здесь вам и роботы, и летающие машины. Внимание авторов к деталям, создаёт великолепную атмосферу нео-нуара и киберпанка. Всё это сопровождается великолепной музыкой, помогающей поддерживать атмосферу будущего на протяжении всего фильма.

Стоит обратить внимание и на актёров, исполнивших роли роботов-репликантов: Рутгера Хауэра, Брайона Джеймса и других. Наблюдая за игрой этих актёров, мы видим, казалось бы, обыкновенных людей, но что-то в их поведении выдаёт зрителям не человечность их персонажей. Нельзя не отметить и великолепную актёрскую игру Харрисона Форда, исполнившего главную роль.

Однако уникальность картины заключается не столько в технической её составляющей, сколько в её жанре. Это не просто очередной фантастический боевик, а скорее философско-фантастическая притча о страхах, морали и ценности жизни.

Главный герой фильма — немного циничный детектив Рик Декард, лучший «blade runner» на планете, отлавливающий и «отправляющий в отставку» репликантов, на протяжении всего фильма пытается разобраться в вопросе «Кто лучше? Робот или человек?». Сталкиваясь то с одним роботом, то с другим, Декард всё больше начинает сочувствовать им, обладающим всем спектром человеческих эмоций, но лишённых права на длительное существование. Жизнь репликанта, узнавшего о своём нечеловеческом происхождении полна боли и страха. Знание о скорой смерти, побуждает их идти на отчаянные поступки дабы продлить свою жизнь. Осознание факта бесценности жизни — вот что отличает роботов от людей.

Сюжет картины является для авторов подспорьем в рассуждениях о ценности жизни. На примере роботов, узнавших о своей скорой смерти, Ридли Скотт показывает зрителям, как нужно ценить свою жизнь, каждое её мгновение, ведь все мы смертны, и никто не знает, когда придёт час нашей гибели.

Ближе к концу фильма это начинает понимать и главный герой картины. Убедившись в отсутствии видимой разницы между людьми и репликантами, он делает выбор в пользу последних, ибо в отличии от людей, они ценят свою жизнь и стремятся продлить каждое её мгновение, их мотивы искренни и благородны, а посему они вправе жить полноценной, пусть и короткой жизнью.

Однако режиссёр оставляет нам открытую концовку, давая каждому зрителю сделать свой собственный вывод: кто же всё-таки лучше, киборг или человек?

Смею предположить, что на момент своего выхода в прокат фильм смотрелся прямо-таки революционно с технической точки зрения, т. к. даже в наши дни он выглядит неплохо, а для фантастики тридцать пять лет — это огромный срок. К сожалению, так получилось, что события фильм происходят в Лос-Анджелесе 2020-ого, а я первый раз увидел его осенью 2020-ого и скажем так, с картиной будущего Ридли Скотт немного просчитался. Причём, что самое печальное, просчитался не технологически, а стилистически, вследствие чего, в отличие от того же «Призрака в доспехах», я принципиально не верю происходящему на экране.

Ситуацию с недоверием к картинке несколько скрашивает прямо-таки фееричная атмосфера, за которую всё тот же Скотт уже достоин искренних оваций. Взрослый возрастной рейтинг, как и всегда, радует, но рассчитанные под него репликанты: агрессивный и чрезмерно сильный Леон Ковальски и якобы сексуальная Зора — разочаровывают. Первый своей беспросветной тупостью и неизменным выражением лица, а вторая тем, что только на дешёвую стриптизёршу и тянет, а вместо змеиной генетической мутации имеет обычный смываемый грим. Допрос Рейчел и то выглядел сексуальнее за счёт подтекста.

Сюжет, впрочем, вытягивает общее впечатление от картины на крайне положительное. Он умело раскрывает сразу несколько интересных тем: самоопределение андроида и порог искусственного интеллекта, который сделает его практически неотличимым от человека; эмоции, в т. ч. стыд, а также сны и воспоминания, которые отличают человека от андроида; ну, и краткость жизни, разумеется. В этом плане, Рейчел снова обыгрывает Прис, но вторая всё же является положительным элементом за счёт своей агрессивной сексуальности.

Гафф идеально раскрывает высокий искусственный интеллект, его диалог с создателем — одна из сильнейших сцен в фильме. Образ Декарда и вовсе можно считать культовым, а я, к слову, рад, что в финальной версии фильма ошибка с количеством целей была исправлена, т. к. иначе образ получался бы слишком простым, тогда как сейчас он сохраняет свою двойственность. Оценка в большей степени именно за сюжет, а я настоятельно рекомендую ознакомиться с фильмом даже тем, кто впервые услышит о нём уже после релиза сиквела. Всё-таки это один из наиболее знаковых образцов научной фантастики в кинематографе XX века.

Все эти моменты, растворятся во времени, как слёзы под дождём

Репликанты — изобретение человека — роботы, умом подобные своему создателю и силой превосходящие чуть ли не любую людскую особь. Облегчённое будущее, смотря в которое, фантасты и кинематографисты видели в нём помощь ресурсам планете Земля, трудовой элемент за её пределами и доступное сексуальное удовлетворение. Ридли Скотт оказался дальновидным режиссёром, адаптировав оригинальный роман («Мечтают ли андроиды об электроовцах?») так, как его можно было представить в просветлённом уме на заре 80-х. Не пророчив судный день, он брал приземлённую идею, что в наши реалии не кажется чересчур фантастичной, и внедрял её в сознание зрителя, перед этим, на все 100% веря в неё сам.

Дабы не оставлять нас наедине с неординарными мыслями о бытии и сущности мироздания, механизм конструктора, заставляющий мозг функционировать потоком сложносочинённых и отчасти понятных только творцу высказываний, компактно сформирован в одной цельной детальке. Самое замечательное, что эту самую детальку, можно собирать, разбирать и смотреть её составные части без особых на то навыков. Задействован принцип жизнедеятельности вкупе с пониманием социальной морали, а также различных чувств, будь это гнев или же любовь, недоступные человеку, но подвластные искусственному разуму. А можно наоборот, ведь в рассказываемой истории, нет чего-то конкретного, что, к примеру, делает одну сторону хорошей, а другую плохой.

Основополагающим для сюжета является костяк драмы и внутренних переживаний. Всё это связано с вопросом о предполагаемом отличии между человеком и репликантом. Когда одно существо не готово принять себя таким, каким его выставляет общество, внутри него образуется противоборство между двумя личностями, и одна из них пытается выбрать себе то обличье, и то «я», подходящее ей по нраву. Да и какая разница, кто ты в обществе, если ответственность за тебя несут твои поступки. Стоит в фильме появиться теме воспоминаний, наблюдать за принятием самого себя или отречением, становится ещё интересней. Каково жить под чужой легендой, с выдуманной семьёй и ситуациями из детства? На этот вопрос ответить нельзя, да и почувствовать его на себе не получится, а уж если репликант подобие человека, то и ему этого в полной мере не понять.

Темами о том: «Кто мы такие?», «Как и кем мы созданы?», Ридли Скотт, словно перекрывает вам кислород именно в тот момент, давая добавку для размышлений, когда хотелось высказать свою версию. Конечно же, напоминаешь себе (и режиссёр тоже прямо об этом говорит), что вся эта упомянутая сложносочинённость, сокрыта в той самой детальке, главное помнить о ней при первом просмотре и не забывать при повторных.

Местный детектив по-особенному обволакивающий: не тянущий продолжительную паузу ради неожиданного поворота, отбрасывающий в сторону хитро-сшитые интриги и не пытающийся нагнать напряжения. В то же время, расследование протагониста (Декард) не прекращается ни на секунду, и что удивительно — оно увлекает, даже несмотря на отсутствие изысков в поисках улик. Всё благодаря живым персонажам, и даже как-то неудобно говорить про их мотивы, ведь они не только присутствуют у каждого основного действующего лица, но и носят настоящий судьбоносный характер, в финале идеально заканчивающийся пронзительной и печальной нотой, не лишённой задела на светлое будущее

Из актёрского ансамбля ярче прочих выделился Рутгер Хауэр. Без его харизмы и максимальной отдачи в свой образ, кино потеряло бы долю очарования и драматичности. Хауэр тут очень многогранен.

«Бегущего по лезвию» смело можно называть самым красивым фильмом от мира киберпанка, чего уж говорить о десятилетии, в котором он вышел. Да, славные 80-е повидали множество проектов разных жанров, запоминающихся и выверенных стилистически, но мало кто создавал целый мир, где спустя 35 лет к декорациям, графике, дизайну и антуражу придраться не получается, да и не надо. Саундтрек так и вовсе отдельный разговор, композиции согревают своим теплом, и предоставляют возможность помечтать.

Добавить больше нечего, знатоки и так понимают ценность «Бегущего». Ознакомиться хотя бы с первыми минутами рекомендуется, а дальше, глядишь, досмотрите до конца на одном дыхании.

В 1982 году Ридли Скотт снимает свой самый неоднозначный фильм «Бегущий по лезвию». Да что там, эта фантастическая картина до сих пор непохожа ни на одну другую в своем жанре. Тема киборгов была затронута уже не в одном фильме, но здесь раскрывается именно философский подтекст истории про человекоподобных андроидов и о роли их и людей в этой жизни.

Начало XXI века. В Лос-Анджелес нелегально пробралась группа убийц-андроидов, которых необходимо найти и уничтожить. Поиски поручаются лучшему охотнику на андроидов — Рику Декарду

За прошедшие 28 лет с момента выхода картины, Ридли Скотт выпустил аж целых три версии этого фильма, хотя всего их начитывается около семи. В 1992 году он выпускает режиссерскую версию картины, где убирает некоторые моменты и добавляет новые, а в 2007 так называемую окончательную — где не только была проведена цифровая обработка изображения и звука, добавлены зеленоватые тона и то что во сне с единорогом Декард бодрствует.

Картина оставляет после себя много вопросов, самым главным из которых является «Декард человек или репликант». В изначальной версии фильма он был определенно человеком. Затем в остальных версиях, Ридли Скотт ударился в творческий полет, который уже не давал такого однозначного ответа и запутывал зрителей все больше.

Картина снята по фантастическому роману Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». Самому фантасту очень понравилась экранизация режиссера, хотя сам Ридли Скотт заявлял, что визуальный ряд картины, которым так восхищались многие, его собственная задумка и роман Дика тут ни при чем.

Визуально картина и правда отличается от многих, снятая в приглушенных и темных тонах. При просмотре создается ощущение, что в мире будущего вообще никогда не бывает светлого дня и вместе с технологическими новшествами 2020 года, во время действия сюжета картины, это дает сильный небывалый эффект. Также по стилистике фильм напоминает предыдущую работу Скотта — «Чужой».

Роль Рика Декарда досталась Хариссону Форду сразу после съемок «Индианы Джонса», вырвав ее из под носа у Дастина Хоффмана. Привычка Ридли Скотта к многочасовым репетициям не могла не сказаться на довольно сдеражнных отношениях между актером и режиссером. Форд сыграл как всегда безупречно, практически без «провисов», со свойственной ему мужественностью и желанием самому выполнять все трюки. Но роль Декарда растворилась в его фильмографии на фоне Индианы Джонса, хотя является определенно важной в его кинокарьере.

Другое дело — Рутгер Хауэр. Роль физически сильного и холодного андроида-блондина Роя Батти актер считает самой лучшей в своей кинокарьере. Филип Дик был поражен как точно голландец воссоздал образ сверхчеловека на экране — ледяного, арийского и безупречного. Действительно, самой запоминающейся частью фильма является финальный монолог Батти во время сражения с Декардом и от картины остается нереально сильное ощущение. Хочется пересматривать ее снова и снова.

Женские роли в картине сыграли Шон Янг и Дэрил Ханна, сыгравших Рэйчел и Прис соответственно. Шон Янг прекрасно играет на экране, но к сожалению, так и не сумела выбиться в суперзвезды. К тому же известный факт, что во время нападения Ханны на Форда Ридли Скотт использовал дублера-мужчина как было в случае с Холли Берри в «Женщине-кошке».

Итог. Классика фантастики, которую приятно пересматривать и по сей день. Второй шедевр Ридли Скотта после «Чужого», в котором он показывает просто превосходный нуар будущего и меняет концепцию фантастических фильмов в целом, где на первом плане не стрельба, монстры и хэппи-енд, а наоборот: философия и открытый финал. А андроиды, трюки и спецээфекты является всего лишь приятным добавлением к этой картине.

«Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы в каплях дождя Пришло время умирать».

Обзор Toyota 4Runner, комплектации и цены в России

Среди современных SUV Тойота 4 Раннер выделяется рамной конструкцией. Благодаря техническим характеристикам модель относят к утилитарным. Автомобиль характеризуется надежной технической частью, простым салоном, низкокачественным кузовом.

Конструкция Тойота 4 Раннер

Toyota 4Runner – среднеразмерный внедорожник, выпускаемый в 5 поколениях с 1984 года и известный на внутреннем рынке как Hilux Surf. Изначально машина классической конструкции была основана на пикапе Hilux, но со временем развилась в более гражданский компактно-среднеразмерный SUV. Продажи в Японии завершили в 2009 г. В Юго-Восточной Азии в 2005 г. Hilux Surf заменили аналогичной моделью Fortuner, тоже на платформе Hilux. Фо Раннер представлен на североамериканском рынке и в некоторых странах Центральной и Южной Америки.

Fortuner появился в 2004 г. Это среднеразмерный внедорожник, разработанный для Азиатского рынка и известный под названиями SW4 и Hilux SW4. Автомобиль также представлен на рынках Центральной и Южной Америки и в Новой Зеландии. В 2020 г. было налажено производство автомобиля в Казахстане на заводе Сарыарка. Вторую генерацию представили в 2020 г. В России автомобиль появился в 2020 г.

Экстерьер

Если первый Fortuner и четвертый Тойота 4 Рунер весьма похожи, то следующие генерации сильно разошлись по дизайну, о чем можно судить по фото. Второй Fortuner получил использованный для E170 Corolla дизайн в стиле Keen Look — с тонкими фарами и светодиодными ходовыми огнями. Пятый — Toyota Four Runner — выполнен в граненом квадратичном дизайне.

Интерьер

Все модификации имеют 3-рядный 7-местный салон. Для второй генерации разработали собственный дизайн интерьера, отличающийся от Hilux. Однако, по отзывам испытателей «За Рулем», архитектура, приборная панель и мультимедийная система идентичны. Но для Fortuner использовали лучшие материалы отделки.

Журналисты говорят о непродуманной эргономике, заключающейся в расположении кнопок, однако отмечают большое количество емкостей и подстаканников. Второй ряд сидений складывается в пропорции 60/40, следующий – поровну.

Третий ряд, по отзывам журналистов, тесный.

На втором — посадка трех пассажиров затруднена большим туннелем. Объем багажника составляет 297 л, 620 — со сложенным третьим рядом и 1950 — со сложенным вторым.

Технические характеристики

Конструктивно первый Fortuner и четвертый Тойота ФоРанер идентичны: они созданы на одной платформе и оснащались близким перечнем двигателей. В следующих генерациях автомобили разошлись технически. Тойота 4Раннер N280 построили на платформе FJ Cruiser. Конструкция близка к платформе 2-дверного Prado. Для Fortuner по-прежнему использовали платформу Hilux: AN150/AN160 построен на IMV вместе с AN120/AN130. При этом, для Fortuner ее доработали, повысив жесткость путем усиления точек крепления и увеличения толщины.

Габариты Fortuner составляют 4,795 м в длину, 1,855 — в ширину, 1,835-1,85 — в высоту. Колесная база равна 2,745 м. Снаряженная масса составляет около 2,1 т.

На российском рынке автомобиль комплектуют двумя двигателями.

Двигатель Конфигурация, тип Объем (л) Мощность (л. с.), при об/мин Крутящий момент (Нм), при об/мин
2TR-FE R4, бензин 2,7 166, 5200 245, 4000
1GD-FTV R4, турбодизель 2,8 177, 3400 450, 2400

На других рынках для Fortuner доступны 1GR-FE, 2GD-FTV, 1KD-FTV, 5L-E. Для Тойота 4 Рунер предложены 1GR и 2TR.

2TR комплектуют 5-ступенчатой МКПП и 6-ступенчатой АКПП, 1GD – только «автоматом». Во втором поколении использовали, вместо постоянного, подключаемый полный привод part time. Активировать полноприводный режим можно в движении.

Спереди установлена независимая подвеска на двойных поперечных рычагах, сзади – зависимая пружинная. Клиренс равен 225 мм. Все тормоза дисковые (до 2020 г. на азиатском рынке задние — барабанные). Колеса – 17- или 18-дюймовые, в зависимости от комплектации.

Комплектации и цены

На российском рынке Fortuner предлагается в 5 комплектациях:

  • Стандарт. Начальная версия комплектуется 2TR с 5-ступенчатой МКПП. Она включает стальные 17-дюймовые диски, фронтальный эйрбеги, кондиционер с ручным управлением и дополнительный — для задних рядов, механические регулировки водительского сиденья, аудиосистему с 4 динамиками. Стоимость составляет 2,172 млн рублей.
  • Комфорт. Машина оснащена тем же двигателем с 6-ступенчатым «автоматом». Отличается от базовой легкосплавными дисками, хромированной радиаторной решеткой, камерой заднего вида, рейлингами, противотуманками, парковочными датчиками, мультимедийной системой с 6 динамиками и дисплеем. В салоне: мультифункциональный руль, кожаная отделка руля и КПП, подогревы руля, передних сидений, низа лобового стекла, цветной дисплей на панели приборов, подрулевые «лепестки», охлаждаемый бардачок. Безопасность: боковые подушки, шторки. Цена – 2,533 млн рублей.
  • Элеганс. Комплектуется 1GD с 6-ступенчатой АКПП. Дополнительно включает светодиодные фары с корректором и противотуманки, климат-контроль с дополнительным отопителем, подножки с серебристыми вставками, круиз-контроль. Цена составляет 2,803 млн рублей.
  • TRD. Это стилистический пакет, включающий накладки на бамперы и радиаторную решетку, 18-дюймовые диски, шильдики. В остальном соответствует Элеганс. Стоимость – 2,951 млн рублей.
  • Престиж. В дополнение к Элеганс имеет кожаную отделку сидений, электрорегулировки водительского кресла, бесключевой доступ, кнопку запуска двигателя, электропривод багажной двери, 18-дюймовые диски, DAC (помощник спуска по склону), все автоматические стеклоподъемники, хромированные дверные ручки. Цена – 3,031 млн рублей.

Все версии оснащены ABS с EBD, коленными подушками безопасности, функцией Follow Me Home, круговыми сенсорами, бардачком с охлаждением, автоматическими стеклоподъемниками, регулируемой в двух направлениях рулевой колонкой, выбором режимов движения.

Все комплектации, кроме базовой, имеют камеру заднего вида. На базовую — установлены галогеновые фары, на остальные – LED. Электронные помощники: системы A-TRC (активная антипробуксовочная), HAC (помощи движения по склонам), TSC (стабилизации прицепа).

Преимущества и недостатки Тойота 4Runner: отзывы

Владельцы высоко оценивают Fortuner. К достоинствам автомобиля они относят:

  • проходимость;
  • надежность;
  • экономичность с 1GD;
  • неприхотливость;
  • вместительность;
  • обзорность;
  • климатическую систему;
  • оптику.

В рейтинге самых надежных автомобилей США iSeeCars.com 2020 г. Тойота» 4Runner занял 5-е место.

В качестве недостатков Fortuner отмечают:

  • высокий расход с 2TR;
  • бедный интерьер с дешевыми материалами;
  • эргономические недоработки;
  • неудобную систему складывания третьего ряда сидений;
  • занятое сидениями пространство багажника;
  • медленный прогрев салона;
  • тонкие кузовные панели;
  • слабое лакокрасочное покрытие;
  • хрупкие бамперы;
  • малочувствительную педаль газа.

Кузов характеризуется тонкими панелями, слабым лакокрасочным покрытием и хрупкими бамперами. Пользователям нравится внешний вид. Отзывы о динамике с обоими двигателями неоднозначны: одни считают ее достаточной, учитывая массу и класс автомобиля, другим он кажется медленным.

Затруднены обгоны на высоких скоростях. Малочувствительная электронная педаль газа приводит к медленной работе «автомата». АКПП хорошо выдерживает внедорожную эксплуатацию. МКПП заметно снижает расход. Проходимость на высоком уровне — благодаря полному приводу, свесам и клиренсу. Но недостает межколесной блокировки. Ввиду отделки салон выглядит дешево.

Панель приборов легко царапается при протирании, после чего на солнце плохо видно показания.

Несмотря на дешевые материалы интерьера, посторонние шумы отсутствуют (только зимой в непрогретом состоянии). Однако кресла не раскладываются вровень, что неудобно для ночевки. А поднятый сложенный 3-й ряд сокращает боковой обзор назад. Отсутствует подпольная ниша. Fortuner удобен для дальних поездок. Стоимость автомобиля считают завышенной, как и цену опций.

Эксплуатация Тойоты 4 Раннер

По отзывам испытателей «За рулем» и Drive.ru, дизельный двигатель обладает достаточной тягой, но характеризуется высоким уровнем шума и вибраций. Бензиновый мотор значительно тише и комфортнее. Его тягу легко контролировать, но динамика существенно хуже. Последнее — во многом обусловлено несогласованностью двигателя с АКПП. Механика исправляет ситуацию: такая машина по динамике аналогична дизельной, обеспечивает еще больший контроль тяги, но отличается повышенным расходом топлива на трассе из-за коротких передач.

На бездорожье разницу в тяге почти нивелирует понижающая передача. Как автомобиль рамной конструкции, Fortuner медлителен и мягок, но стабилен и прогнозируем. Тормоза довольно эффективны. 18-дюймовые колеса делают машину избыточно жесткой. В предельных режимах проявляется разница в поведении, в зависимости от двигателя: дизель — тяжелее, поэтому такая модификация более склонна к недостаточной поворачиваемости.

Оба двигателя весьма надежны. Ресурс 2TR составляет более 400 тыс. км. Основная проблема дизеля – интенсивный износ распредвалов и рокеров. К тому же, наблюдается загрязнение MAF-сенсора из-за засорения впускного тракта, что приводит к падению производительности.

В зависимости от режима движения, реальный расход топлива составляет 9-16 литров бензина для 2TR и 9-12 л — для дизеля. Отзывы о 2TR свидетельствуют об отсутствии ощутимой разницы при эксплуатации на 92-м и 95-м бензине. Для интенсивной эксплуатации по бездорожью сцепление слабовато. Ходовая часть, включая расходники, вроде втулок стабилизатора, надежна.

Владельцами отмечены случаи стука в передней подвеске на мелких неровностях.

Решением является подтачивание на 1 мм в длину металлической втулки под педалью тормоза. Распространенной проблемой является биение тормозных дисков. Оно начинает появляться при пробеге около 20 тыс. км. Обогрев салона улучшают путем прокладки теплоизоляции. К тому же, интерьер легко разбирается для прокладки проводов либо шумоизоляции.

Продажа в России

На местном рынке второе поколение Fortuner официально продается с 2020 г. Доступно 5 комплектаций по цене от 2,172 до 3,031 млн рублей. Стоимость подержанных машин начинается с 1,8-2 млн По статистике, примерно 4 из 5 покупателей выбирают дизельные модификации. Однако это объясняется не только двигателем, но и в большей степени оснащением, так как бензиновый мотор доступен в начальных комплектациях.

Список казино, дающие самые большую отдачу с автоматов:
  • СОЛ Казино
    СОЛ Казино

    1 место из-за моментальных выплат и хорошей отдачи со слотов!

  • ДЖОЙ Казино
    ДЖОЙ Казино

    Надежный бренд с контролем честности и лицензией!

  • ФРЭШ Казино
    ФРЭШ Казино

    Летний дизайн и моментальные выплаты!

Добавить комментарий